Когда мы собирались ехать в Британию, перед нами встал вопрос о выборе жилья. Дело в том, что общежитий в нашем понимании в Британии нет (или, может, это только так в Ланкастере? Сомневаюсь…), есть только возможность снимать комнату / студию / квартиру на территории кампуса по рыночным ценам. То есть студенты, учащиеся в вузе, никаких послаблений не получают. Дерут с трудящихся втридорога! Поэтому вставал вопрос о том, снимать ли на территории кампуса или же попытаться снять в городе. На первый год мы решили выбрать первый вариант, и стали мы снимать то, что называется заморским словом «twin-studio», то есть студию на двоих. Для первого года более, чем достаточно. Внутри уютно и чистенько, минимальный набор для жизни есть.
Выбранный нами вариант с жильём на территории кампуса, как выяснилось позже, обычно советуют как раз PhD студентам первого года разлива, а так же студентам магистрантам, потому что у него есть очевидные преимущества. Так вуз находится рядом, добраться до любой аудитории из своей комнаты можно от силы за 15 минут пешком (ленивым шагом, ковыряя в зубах и останавливаясь на перекуры). Помимо этого, проживая на территории кампуса ты оказываешься включённым в студенческое сообщество, видишь, какие мероприятия проходят, можешь примкнуть к какому-нибудь студенческому клубу (из того огромного списка с сотней позиций) либо по вечерам заглядывать в барешники. Если ты ботан и жизни не представляешь без учёбы, то и тут все условия созданы для тебя — специальная зона для обучения «learning zone», работающая круглые сутки, библиотека, компьютерные аудитории. Если ты PhD студентботан, то ты можешь жить в офисе, изредка покидая его на «поесть» и «поспать». Если ты хочешь заниматься спортом, их есть у них: спортивный центр в 10 минутах ходьбы от апартаментов со скидками на абонементы для живущих на территории кампуса. В общем, любые удовольствия на любой вкус любого студента.
Стоит отдельно отметить, что в стоимость жилья входят оплата ЖКХ и интернета, а так же работа всего персонала колледжа (вкручивание лампочек в светильники, очистка раковин, распределении корреспонденции и т. п.). Контракт обычно заключается на один год вперёд, а оплата жилья осуществляется раз в квартал. Учитывая то, что стипендию мне платят так же раз в квартал, проблем с этим практически не было. Только при первой оплате были сложности, так как у меня не было ещё открыто счёта в банке, на который можно было бы перевести стипендию и с которого можно было бы оплатить жильё. Однако финансисты нашего колледжа вошли в положение и позволили оплатить жильё с задержкой. Более серьёзной проблемой для нас оказалась неравномерность сумм оплаты. Так в первом квартале (в октябре 2013) мы заплатили чуть ли не в два раза больше, чем в четвёртом (июль 2014), в результате чего денег на еду в октябре — декабре было не так много, как хотелось бы. Но мы выжили за счёт подкожного запаса…
Время шло, мы уже тут прижились, познакомились с консьержами (Porter — скорее «привратник», но по выполняемым функциям, как мне кажется, всё-таки «консьерж») и соседями. Однако, когда время пришло принимать решение о продлении контракта на второй год, мы таки решили переехать в город. На то было несколько причин:
- Жильё на территории кампуса стоит практически столько же, сколько и апартаменты в городе, но размеры нашей студии совсем небольшие.
- Из первого же пункта вытекает второй: маленькая кухня, маленькая ванная комната. В первой ничего не запечь из-за отсутствия плиты, а сковородки вечно борются за место на комфорке. Во второй после купания в не очень удобном душе весь пол оказывается в воде, от которой никак не избавиться.
- Стирка белья на территории кампуса сводится к еженедельному ритуалу: «Собери бельё, донеси до специальной комнаты, заплати, постирай, заплати, высуши». Если первые элементы ритуала ещё вполне себе ничего, то элемент «заплати» не очень радует. За одну стирку просят 2 фунта, за одну сушку — 1 фунт. Итого −3 фунта каждый день. Вроде и не существенно, но жаба косо смотрит с неприятным прищуром…
- Проживая на территории кампуса, ты включён в студенческое сообщество, но достаточно серьёзно оторван от остального мира. Для того, чтобы добраться до той же железнодорожной станции нужно потратить минут 25 в автобусе, а поездки за продуктами выливаются в еженедельный вызов («challenge») с достижениями («achievement»):
- «Крепкая спина» («Tough back»): утащить с собой те 15 килограмм еды, а к ним — ещё и два литра апельсинового сока,
- «Мальчик-упаковщик» («Packer boy»): умудриться всё вот это, что ты набрал, засунуть в рюкзаки,
- «Несгибаемый багажник» («Unbending rack»): примотать к багажнику Аниного велосипеда всё, что не поместилось в рюкзаки,
- а так же «There can be only one» («В живых останется только один»): довезти всё это до дома, поднимаясь в горку,
- и последнее — «Жадина» («Greedy man»): сэкономить 5 фунтов при поездке на велосипеде, а не на автобусе.
За это время мы с Аней набрали очень много подобных «достижений».
- Ещё одно немаловажное — работа. Проживания на территории кампуса, найти место для работы сложно. Сам Ланкастер маленький город, и в нём не так много мест для работы, а до того же самого Манчестера надо ещё суметь добраться. Проживая в центре города, вариантов появляется побольше. Для меня это не особенно актуально, но для Анюты — достаточно критично.
- Я не так часто хожу в университет, большую часть времени всё-таки провожу, работая дома. Поэтому комфортные условия дома для меня немаловажны.
Впрочем, чего я тут вам доказываю и объясняю? :) И так понятно, что на второй год мы решили переехать в город.
Практически сразу же мы столкнулись с одной мелкой неприятностью: контракт с кампусом у нас действует до конца сентября 2014 года, а искать жильё в городе и переезжать надо летом, так как только в это время года на рынке появляются более-менее приличные варианты. При этом не оплатить жильё в кампусе мы так же не можем — контракт, все дела… В итоге мы фактически теряем на этом переезде порядка тысячи фунтов, что очень неприятно, но никак не обойти.
Вообще с жильём в Британии (оцениваем по Ланкастеру) есть свои особенности. Оно само по себе есть, но обычно не очень хорошего качества. Во-первых, дома и квартиры обычно достаточно холодные, их зимой приходится серьёзно прогревать (а это не дёшево), и это всё равно не отменяет шерстяных носков и пледов. Во-вторых, площадь квартир обычно очень небольшая, типичная — порядка 40 кв.м., после Питера это кажется неприлично мало. В-третьих, жильё частенько бывает неновое, а жить в старом доме — то ещё удовольствие. В-четвёртых, всё это не очень хорошее, маленькое может быть за очень хорошие, не маленькие, деньги. Встречаются ещё всякие извращения, типа ковролина в туалете, двери из квартиры на улицу или британских кранов с водой (смесители тут до сих пор не везде изобрели). В общем, при выборе апартаментов надо быть настороже. В Ланкастере тем не менее есть пара домов с тёплыми, удобными, современными квартирами без упомянутых извращений. Обычно квартиры из этих домов находятся на рынке от силы два дня и разбираются очень быстро.
Так вот, сегодня мы были у риелтора и смотрели апартаменты как раз в одном из таких домов, недалеко от центра. Нам понравилось, и мы, не зная заранее всех условий и требований к квартиросъёмщикам, подали заявку на заключение договора. Когда нам рассказали об этих условиях, мы были просто избиты, изнасилованы, убиты и снова изнасилованы. Риелтор рассказала, что для заключения договора нам нужно либо два поручителя, проживающие в Британии (которые будут обязаны в случае нашей недееспособности заплатить за апартаменты), либо заплатить за апартаменты на полгода вперёд. Нарисованная ею на бумажке сумма погрузила нас в глубокие раздумья о смысле жизни. Помимо этого нам было сказано, что договор заключается только на полгода вперёд, а есть ли жизнь после этих 6 месяцев, нам не объяснили. Естественно без каких бы то ни было деталей, это всё звучит дико, непонятно и очень печально. Стоит ли говорить, что для нас вот это вот было очень неприятным сюрпризом? В итоге мы ушли от этой первой девушки собирать недостающие документы в депрессивном состоянии, не понимая, чем мы заслужили этот гнев ЛММ.
Вернувшись назад, спустя час, с недостающими документами, мы поговорили с другим риелтором, которая дала нам более подробные разъяснения, расставила всё по своим местам и успокоила.
Оказывается, чтобы заключить договор, у любого человека есть несколько опций: либо предоставить подтверждение о наличии дохода в 18000 фунтов в год, либо найти поручителя (таки одного), либо оплатить всю сумму на полгода вперёд (в которую ещё включены депозит и оплата работы риелтора). С моей стипендией в 13500 фунтов в год, я не дотягиваю до 18000, значит первая опция отпадает. Найти поручителя в незнакомой стране — если не невозможное, то крайне маловероятное событие, так же пока отпадает. Остаётся только последний вариант. Непросто, но возможно благодаря нашим сбережениям. А полгода — это скорее просто испытательный срок как для нас, так и для хозяина апартаментов. По истечение этого срока, можно будет либо продлить ещё на полгода, либо заключить более длительный контракт, либо перейти на гибкий контракт с ежемесячной оплатой (если мы будем паиньками, и хозяин согласиться). Получив подобные подробные разъяснения, мы решили, что жизнь налаживается, но осадочек всё-таки остался.
Теперь мы ждём второй части марлезонского балета, и когда у этой истории появится продолжение, я его допишу и выложу. Наверно.
Резюмируя всё вышерассказанное, имейте в виду: если вы думаете о том, чтобы снимать апартаменты в Британии, вам стоит запастись кругленькой суммой, так как, скорее всего, только последний вариант из описанных выше вам и будет доступен. К слову, жильё в Ланкастере можно найти от 400 фунтов в месяц (но это, конечно, очень печальное и холодное жильё), значит минимум этой кругленькой суммы — около 3200 фунтов. Ну, и, конечно же, не забывайте о том, что жизнь на территории кампуса — это очень хороший вариант на первый год! Никаких тебе поручительств, никаких оплат сумм на полгода вперёд. Правда это, конечно же, жизнь со своими ограничениями…