…Тишина, какая может царить в час ночи где-то вне большого города, смешивалась с тьмой, которая может быть в час ночи где-то в центральном районе страны. Кресло. Справа столик. Бутылка с вином и бокал с вином. В кресле устало развалился человек. Мужчина.
Он протянул руку к бокалу. Сжал его. Подтянул к себе. Сделал глоток. Попридержал на уровне глаз, всматриваясь в пространство за ним. Затем рука с бокалом чуть опустилась, а другая достала механические часы на цыпочке из нагрудного кармашка. Положила их на свою ладонь. Чуть сдавила. Крышечка открылась, и зазвучали первые нотки из «Вальса в тени»…
— …тебе нравится?
— Здорово. я даже и не думал, что такие бывают… — он обнял ее и поцеловал в губы. — То, что нужно. Даже и мечтать о таких часах не пытался… тем более, «Вальс в тени»…
— Я же знаю, что ты любишь его творчество… Именно поэтому и купила…
Они стояли, обнявшись, он держал за ее спиной часы и с улыбкой смотрел на то, как движутся стрелки, и слушал любимый вальс любимого композитора…
…звякнул колокольчик, и дверь открылась. Вошла модно, со вкусом одетая девушка. Она окинула беглым взглядом мастерскую и только потом, спустя пару секунд, улыбнулась часовщику…
— Здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Мне нужен подарок для моего друга — у него день рождения… Поможете мне с выбором…?
— Конечно. Вы хотите что-нибудь определенное?
— Очень хотелось бы механические музыкальные карманные часы… Желательно с музыкой… — она назвала имя композитора.
— Ах! Ваш друг увлекается его творчеством… Тогда, скорее всего, он любит «Вальс в тени»?!
— Да. Но, неужели часы с этим вальсом существуют? Это же очень сложное произведение… при исполнении его на фортепиано, используется более четырех октав… я, насколько знаю…
— Да, да. Обычные часы могут исполнить мелодию из не более чем… нескольких нот… — часовщик достал коробку с часами и стал ее открывать. — Но эти… Это единственные часы во всем мире… Их создатель был искуснейшим мастером (увы его имя затерялось где-то в глубине веков)… До сих пор, так и не ясно, как ему удалось задействовать более четырех октав… — продавец достал, наконец, часы и протянул их ей. На первый взгляд, в них не было ничего особенного. — Им уже более двух сотен лет… И цена, соответственно очень высока…
Она взяла их в руку, открыла крышечку и услышала собственными ушами гениальный вальс… Невероятно…
— Ладно. Я беру. Сколько?…
…бедно одетая женщина протянула часы мастеру.
— Вот, посмотрите. Сколько вы дадите за них…?
— Ну… — протянул мастер и открыл изрядно помятую крышечку. Часы молчали. — Крышечка помята… Они стоят?… Судя по всему, они когда-то проигрывали какую-то мелодию? — он посмотрел на женщину.
— Да. «Вальс в тени».
— Не может такого быть… Ни одни часы не могут исполнить «Вальс в тени». Это слишком для них сложное произведение…
— Эти могли. Их сделал… — она немного наморщилась, пытаясь вспомнить имя мастера. — Нет. Не помню… Муж что-то говорил, но… Забыла… Я вынуждена их продавать, поймите… Мой муж погиб на войне… Денег нет… Детям надо хоть что-то есть…
— Ну, ладно. Я возьму их у Вас… Попробую починить… Может что и получится…
Он отдал ей сумму, о которой они договорились…
— …вот. Это все его вещи… Сломанные часы, ручка, письма… — человек в униформе продолжал перечислять. Глаза мадам уже давно не высыхали от слез. Он погиб… Осталась лишь она с детьми и теперь она должна каким-то образом выжить… Ее профессия теперь уже никому не нужна… Что-то надо делать… Но что? Идеи даже в голову не лезут… он… она его так любила… А от него из-за этой проклятой войны остались только воспоминания, поломанные часы да ручка, всякие письма…
— …не-ет!!! — закричал Кристофер. Слева от него стал падать его лучший друг, у которого из головы теперь во всю лилась кровь. — Ах вы, сволочи!!! Ну, держитесь…
ярость заполонила разум, приказала схватить гранаты и, совсем не обращая внимания на свистящие рядом пули, выскочить из окопа. Он побежал вперед, на врага, метая на бегу гранаты в разные стороны… Силой он был одарен не малой, по этому гранаты улетали достаточно далеко, совсем не причиняя ему вреда.
— Получите, уроды!!!
— Рядовой Тайлис! — раздалась сзади жалкая попытка остановить его. — Вернитесь на свой пост. Прекратите безумствовать!
Но Кристофер его не слышал. За несколько дней он потерял всех своих друзей, многих знакомых… Никого не осталось… Он совершенно один в этом проклятом мире. Никого… Осталась лишь жена с детьми… «Жена с детьми», — мелькнул страх в его глазах и он уже был готов остановиться и вернуться, как, вдруг, что-то горячее ужалило его тело… И еще… Все вокруг стало сливаться в две прозрачные точки, темнеть. Он упал лицом вниз…
Через три дня его тело нашли. Судя по всему, по уже мертвому Кристоферу проехался танк… Единственное, что чудом уцелело — часы, находившиеся в нагрудном кармане… На них пришлась самая малая часть веса танка, но все равно… они уже не играли. Крышечка сломана…
…крышечка открылась и зазвучала дивная мелодия. «Вальс в тени».
— Они твои. Ты уже взрослый. Эти часы передавались из поколения в поколение… А теперь их передаю и я тебе, — семидесятилетний мужчина улыбнулся и посмотрел на блестящие глаза своего внука. Увы, отец мальчика погиб десять лет назад, во время того самого ужасного потопа, спасая чужих детей… Кристоферу тогда было шесть… — Можно сказать, что благодаря им я познакомился с твоей бабушкой… Ну, как тебе?
— Здорово, деда. Спасибо большое. Они великолепны…
Кристофер еще немного посмотрел на то, как стройно, безукоризненно идут стрелки, послушал, как ровно течет мелодия, и попробовал закрыть крышечку. Она двинулась легко и плавно…
— …дети!!! Там же остались дети!!! — закричал он и, бросив взгляд на Ричарда, как бы спрашивая «что будем делать? Надо спасать…», не дожидаясь того, что тот скажет, бросился в воду. Затем проплыл к почти уже полностью затопленному дому…
— Да, черт возьми, забыли! — Воскликнул Ричард, прыгнул в воду и стал догонять друга.
Они быстро справились с работой и смогли эвакуировать всех детей, когда из дома раздался чей-то крик.
— Я быстро, — сказал Ричард и бросился внутрь.
— Осторожно… Дом вот-вот рухнет… — фундамент уже основательно подмыло.
Когда Ричард попал внутрь дома, что-то произошло… Дом стало перекашивать… Он пытался найти ребенка, но не мог… Кричал, но никто не отзывался… А сам уже уплыть не смог… Фундамент не выдержал…
…крышечка отворилась и заиграла музыка. Он стоял у перил в одиночестве. Вдруг, за спиной послышались шаги… Каблучки стучали по каменным плитам… Он повернулся и увидел ее, ту девушку, которую видел на автобусной остановке три часа назад.
— Какая-то знакомая мелодия… — проговорила она.
— Это «Вальс в тени», — ответил он и подумал про себя «как она здесь очутилась…? Как она сумела меня отыскать…? Как…?» — А что?
— Просто нравится… — она подошла к перилам, положила на них руки и продолжила разговор. — Я Вас заметила еще на остановке… Но затем потеряла из виду и поехала по своим делам. А сейчас, когда уже собралась уходить домой, вдруг, услышала звуки часов… Они меня заинтересовали… А это оказались Вы…
— Да… но… — он был ошеломлен. Зачем кому-то его искать? Вернее, зачем такой красивой девушке его искать?
— Я хотела спросить… — перебила она. — Вы случайно не часовщик?
— Я…? Нет…
— Жаль. Я то думала, что Вы часовщик. Просто у меня сломались часы, а когда я увидела Вас, то подумала, что «он уж действительно часовщик»…
— Почему?
— Не знаю… Что-то подсказало внутри подойти и спросить…
Он улыбнулся. Кажется, он знает, что подсказало…
…вещи были собраны. Он в последний раз взглянул на свой любимый дом изнутри. Попрощался со своим детством и юношеством. Затем повернулся и решительно пошел к выходу.
— Ну, что, дети, готовы? Все взяли?
— Да, папа. А куда мы едем?
— Мы?… За границу. Обстановка заставляет действовать так, а не иначе… Ну, да вы потом поймете… Все! Отправляемся.
Он в самый последний раз в своей жизни посмотрел на этот прекрасный дом… Оглядел свои имения, открыл крышечку часов (и сразу же полилась превосходная, красивая музыка), посмотрел сколько времени, захлопнул ее непринужденным движением и приказал трогать…
…к высокому статному зданию подъехала карета. Из нее вышел молодой человек и устремился внутрь дома.
— Здравствуйте, Ваше превосходительство! — Поприветствовал швейцар, открывая дверь.
Молодой человек кивнул в ответ, но не остановился.
Вся прислуга приветствовала его, но немного смущенно…
— Здравствуй, Пьер.
— Да, да. Привет, Алексей, — подошел поближе и обнял своего брата. — Я, как только услышал, что творится, сразу же отправился… — затем отстранил его на расстояние вытянутых рук, продолжая держать за плечи.
— Да… Папа ждет тебя. У него какое-то особое дело к тебе…
— Да? Ну, ладно, — он взглянул в глаза брату и немного робко отправился в комнату папы.
В комнате было притемнено, …еле слышны голоса каких-то людей. Горели свечи.
— Здравствуй, Пьер! Прими мои соболезнования, — тихим голосом проговорил семейный врач.
— Здравствуй, Пьер… Прими мои соболезнования, — прошептал подошедший папин адвокат.
— Здравствуй, Пьер… Здравствуй, Пьер! Здравствуй, Пьер, — подходили по очереди люди. — Прими мои соболезнования…
— Как он? — спросил, наконец, Пьер.
— Сейчас, вроде бы, пришел в себя. Но, вполне возможно, что это ненадолго… Видишь ли, очень мало сил осталось и… — объяснял врач, но Пьер уже не слушал.
Он подошел к ложу своего отца…
— Пьер, — медленно выговорил тот и попытался улыбнуться. Получилась еле заметная улыбка. — Ты все-таки приехал…
Доктор предложил всем выйти и оставить отца с сыном наедине, что они и сделали.
— Пьер. Завещание огласят… Я там все указал кроме… Вот… — он неизвестно откуда достал часы и передал их сыну. Тот их открыл. В воздухе сразу же возникла чудесная мелодия «Вальс в тени»… — Мне их подарил один приятель…
…корабль уже был готов уходить. Все были на борту… Только Петр прощался со своим другом Павлом… — Так ты уверен, что остаешься?
— Да. Навсегда. Больше я назад не вернусь — здесь мой дом, там мне искать нечего.
— Просто, я боюсь, что мы уже больше не встретимся…
— Кажется, да…
— Тогда… Вот, — Петр протянул красиво оформленную коробочку, — чтобы помнил…
— Спасибо… — Павел взял ее, чуть повертел в руках и открыл. Там лежали новые часы. Открыл. Послушал какую-то очень модную мелодию. Закрыл и посмотрел с улыбкой на друга. — Вот. Это тебе, — достал он свои часы и протянул Петру. — Они, конечно, уже не новые, но очень хорошие…
Петр взял часы, посмотрел на выграненную, на них картинку и открыл. «Вальс в тени»…
— Я их выиграл в карты… Как видишь, в прекрасном состоянии.
— Здорово. Спасибо… — поблагодарил Пьер друга и закрыл крышечку часов…
…было видно, что противник нервничает — он уже не первый кон проигрывал, но все еще думал, что сможет отыграться…
— Пасс.
— Ставлю свои часы, — немного помявшись, заявил тот.
— Ладно. Часы против… пяти тысяч, — заявил Павел.
— Ставки сделаны…
— Тридцать одно, — немного нервничая, заявил противник.
— Прошу меня ужасно извинить, но… Сорок одно, — как бы извиняясь, проговорил Павел.
— Черт побери… Почти… Ну, почему же?!!
— Пожалуй, сегодня не Ваш день… — беря в руки часы и смотря на противника, промолвил Павел. Затем взглянул на часы.
— Это… Очень дорогие…, — как бы отвечая на вопрос проговорил противник. — Мастер, у которого я их купил,… Как же его звали?… Хм,… забыл… В общем, он неизвестно как сумел «научить» их исполнять «Вальс в тени»…
— Быть такого не может… «Вальс в тени»? Но…, — Павел снова опустил свой взгляд с противника на часы. — Да, да… Почти невозможно, но… Вы можете сами в этом убедиться… Откройте их.
Павел нажал на кнопочку и убедился собственными ушами…
— И вы решили рискнуть такой ценностью?… — он с удивлением посмотрел на противника.
— Ничего… Сейчас я у Вас их отыграю…
— Это мы еще посмотрим. Обещаю, что Вам теперь отыграться будет крайне нелегко. Я уж постараюсь,… — Павел закрыл крышечку…
…мастер достал свое творение в небольшой коробочке…
— Вот… Это я и имел в виду, говоря «нечто особенное»… Посмотрите их сами.
Человек взглянул на часы. Достал их из коробки. Немного повертел в руках, рассматривая. Затем открыл крышечку и услышал чудо… «Вальс в тени»… Он оторопел и некоторое время еще смотрел на циферблат, по которому наперегонки бежали стрелки.
— Но… Это же… «Вальс в тени»?!
— Да. Это моя лучшая работа.
— Но как Вам удалось?
— Вам будет не интересно мое объяснение, так как без специальных терминов, недоступных людям непосвященным, всю техническую сторону не объяснить…
— Я беру… Почем?
Мастер назвал заоблачную цену, покупатель немного помялся, но в конце концов, согласился…
…руки мастера почти не двигались… Они выполняли очень точную и тонкую работу… Тут был важен каждый миллиметр… В конце концов, он оторвал от часов руки, а затем завел… Полилась прекрасная музыка «Вальс в тени»…
— Наконец, я все-таки это сделал… Все. Они готовы…
— Замечательно… Сколько ты с ними возился? — Спросила только что вошедшая на волшебные звуки в комнату жена.
— Ох, уже и не помню… Такое ощущение, будто я в них душу свою вложил…
…а дальше — свет… Очень яркий…
…Музыка прекратилась, и часы больше уже никогда не шли… Они просто остановились… Мужчина, утопший в кресле, пусто смотрел на застывшие палочки… В его глазах чувствовалась глубина, задумчивость и немного скорби… Он сделал еще один глоток и поставил бокал на стол…